НОВЫЙ ВЗГЛЯД.


В третьем тысячелетии в человеческом сообществе появился новый взгляд на место и роль Арктики и Севера в мировых процессах. Сегодня рождается концепция развития арктических и субарктических территорий, диктуемая их уникальным природно-экологическим и стратегическим положением. Она предусматривает совершенно иное отношение к глубоко самобытной культуре северных народов. Прежний, идеологизированный, формальный взгляд на арктические народы определял их как носителей архаической отживающей культуры. В результате этого коренные народы Севера и Дальнего Востока превратились в районах своего расселения в национальное меньшинство, а самобытность их развития оказалась под серьезной угрозой исчезновения. Осознание и озабоченность этим положением нарастают во всем мире и особенно в России. Для сохранения уникальных культур малочисленных народов правительству Российской Федерации необходимо проведение целенаправленной государственной политики.

ПЕЧАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.


1.                 География расселения отразилась в этнокультурных особенностях каждого народа, в контактах с соседними народами, так например отдаленность проживания приводила к тому, что формировались изолированные языки в настоящее время – вымирающие, например – енисейская семья. 
2.                 Влияние современного общества можно характеризовать как многостороннее, есть как негативные моменты, (ассимиляция, безработица,  незнание родного языка, особенно в городах), так и положительные (формируются ассоциации малочисленных народов, которые занимаются вопросами возрождения культуры, языка). 
3.                 При решении задач в области реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, создания условий для дальнейшего социально-экономического и культурного развития отмечается  несовершенство законодательной базы РФ в этом вопросе.

ЮКАГИРЫ.


ЮКАГИРЫ. Юкагиры - один из древнейших народов северо-восточной Азии. Они некогда занимали огромную территорию от Таймыра до Анадыря, и от Прибайкалья до Ледовитого океана. Это было одно из могущественных, воинственных и многочисленных племенных объединений, состоявших ко времени прихода русских казаков из двенадцати самостоятельных племен с общей численностью от 5 до 9 тыс. человек. Самоназвание верхнеколымских юкагиров "одул", у нижнеколымских- "вадул", что значит "могучий".
В настоящее время юкагиры проживают в верховьях и низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки, на территории Республики Саха (Якутия). По данным переписи населения 2002 года их насчитывалось 697 человек. Остальные 415 юкагиров проживали на территории Чукотки (с. Марково). Культура протоюкагиров датируются археологами вторым тысячелетием до нашей эры. Юкагирский язык входит в уральскую семью языков. Наряду с христианством, существует поклонение культу предков, духам Огня, Солнца, Охоты, Земли, Воды и другим божествам.
Основное традиционное занятие юкагиров - полукочевая и кочевая охота на дикого северного оленя, лося, горного барана, соболя, песца, а также на мелкую дичь и рыбная ловля. Оленеводство имело транспортное значение. Разводили ездовых и охотничьих собак.
Традиционное мировоззрение юкагиров складывалось под влиянием окружающей среды и гармоничного отношения человека с природой.  У  юкагиров  свой пантеон богов и духов. Духи имеются у всех предметов окружающего мира и могут выступать как покровителями, так и противниками людей. Наиболее почитаем культ Солнца, которое призывают в свидетели во время спора. Кроме Солнца существовал культ промысловых животных ( лося, северного оленя и других) - Огня, Воды и других духов. Считают, что тени умерших попадают в айбидзи, откуда помогают живым. Весь быт и общественные отношения малых народов складывались в условиях необходимости выживания в суровых климатических условиях Севера и Дальнего Востока.
http://sshcherbakov.ru/

НГАНАСАНЫ.


НГАНАСАНЫ. Численность – около 1300 человек.
Язык – самодийская ветвь уральской семьи языков.
Расселение – Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ  Красноярского края.
Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Термин "нганасаны" введен в 1930-е гг. и образован от нганаса – "человек, мужчина", самоназвание – ня –товарищ". В дореволюционной литературе они известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды или просто самоеды.
Главные традиционные занятия – охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Счет времени по нганасанскому календарю велся по лунным месяцам китеда. В течение солнечного года проходило два года ху – летний и зимний.
Основная охота приходилась на летне-осенний период (с июля по ноябрь).  Диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевания и у переправ. В августе-ноябре охотники подстерегали стадо оленей на переправе, давали им войти в воду, заплыть достаточно далеко    от берега и кололи копьями между ребер, чтобы они еще некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА МАНСИ.


МАНСИ.


. МАНСИ. Численность – 8459 человек. Язык – финно-угорская группа урало-юкагирской семьи языков. Расселение – Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области.
Этноним манси – "человек" – самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит – сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя манси махум – манси народ. С хантами их объединяет общее название – обские угры (в отличие от венгров – дунайских угров). Устаревшее название вогулы происходит, по одной версии, от названия одного из приуральских племен вокыл (хант. выкли), по другой – от коми-зырянского вагол – иноплеменнец, дикий, невежественный.
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся во втором-первом тысячелетии до н.э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

УЛЬЧИ. РУКОДЕЛИЕ.

Занимаются ремеслом, как правило всем родом, изготавливают из определенного вида соломки, домашнюю утварь. Поделки пользуются повышенным спросом.

УЛЬЧИ.


УЛЬЧИ. Ульчи (самоназвание: нани - местные люди) - коренной народ Приамурья. По переписи 2002 г. в Хабаровском крае проживало - 2710 ульчей, 3200 - в Российской Федерации. В основном они живут в Ульчском районе.
Традиционное занятие - рыболовство и охота. За каждым родом был закреплен конкретный участок водоема, на котором только представители этого рода могли добывать рыбу. Иногда сородичи менялись местами лова: сидевший сегодня на плохом месте, переходил завтра на хорошее и наоборот. Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно был недопустим вылов рыбы в нерестовых речках. По древнему обычаю мясо добытых диких животных делили между всеми односельчанами. В национальной кухне больше преобладает вареная, вяленая, жареная, печеная, сушеная рыба, а некоторые породы рыб едят и в сыром виде.
Духовная культура. По их представлениям горы, реки, леса, промысловые угодья имели своих духов-хозяев. Духам неба посвящался регулярный ритуал поклонения, в котором участвовали обычно все сородичи. Регулярностью отличались поклонения духу-хозяину воды Тэму и духу-хозяину тайги Дуэнтэ Эдени. Одним из древнейших был культ близнецов. В шаманстве ульчей много черт, сходных с нанайскими. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Как и у нанайцев, шаманы по степени их силы подразделялись на несколько категорий. Показателем популярности и авторитета шамана являлись нашивки на рукавах и плечах его халата. Искусство ульчей представлено художественной обработкой дерева, кости и металла (мужчины), рыбьей кожи, ткани и бересты (женщины). Ажурной резьбой украшались ковши, кроильные дощечки, другие бытовые предметы.
В удивительных сказках, легендах и загадках ульчей рассказывается о хозяйственной деятельности, быте, о событиях давно минувших дней, о происхождении родов. К сожалению, все меньше и меньше остается сказителей в селе Булава, которое ульчи считают своим неофициальным центром, есть люди не только бережно хранящие свой фольклор, но и передающие его молодому поколению.
http://sshcherbakov.ru/

УДЕГЕЙЦЫ.


. УДЕГЕЙЦЫ. Всего удэгейцев, примерно,  2000 человек, они относятся к тунгусо-манчьжурской группе и живут в Хабаровском  и Приморском крае. В основном они селились в тех местах, где были река и тайга. Их родной язык бесписьменный, традиционное верование - шаманизм. Исконными видами деятельности удэгейцев являются охота, рыбная ловля, сбор дикоросов.
Рыба и мясо - основные продукты питания. В результате контактов с русскими и китайцами удэгейцы стали активно осваивать новые земли, и пища стала более разнообразной, но до сих пор не исключаются из рациона рыба и мясо в сыром виде.
Удэгейцы, проживающие в Приморском крае, занимаются промыслом женьшеня и пантов (в последнее время добыча пантов временно запрещена, так как уменьшилось количество изюбров из-за интенсивной вырубки тайги).
Фольклор удэгейцев богат: мифы о создании Вселенной, о духах, волшебные сказки о животных, загадки, пословицы, поговорки. Своеобразен музыкальный фольклор, песни складываются “на ходу”. Помимо шаманского бубна используются музыкальные инструменты кункай и кенгола (дудочка).
В настоящее время среди удэгейцев есть своя интеллигенция: врачи, учителя, юристы, экономисты, инженеры, известные писатели: Н.С. Дункай, В.Т. Кялундзига, Джанси Кимонко; художник И.И. Дункай; кандидат математических наук П.Б. Суляндзига. Как и все представители коренных малочисленных народов, удэгейцы в настоящее время переживают экономическую нестабильность. Гибнет культура народа, теряется язык. Уменьшается численность из-за снижения рождаемости и увеличения смертности, распространения заболеваемости туберкулезом, ассимиляции (преобладание смешанных браков).

ТОДЖИ



ЗНАМЕНИТАЯ БОРЬБА ТОДЖИ


ЧИСТЫЕ ОЗЕРА ТОДЖИ.


ТОДЖИ. Тоджинский кожуун (район), территория которого является местом исторического проживания тоджинцев, относится к районам Крайнего Севера. Общая территория Тоджи 44,8 тыс. кв. км, что составляет 26,2% от всей площади республики, плотность населения - 1 человек на 10 кв. км.
Со всех сторон Тоджа окружена высокими горными хребтами. Равнинная часть земли местами болотистая, 62% территории покрыто лесом, что составляет 41% лесного фонда республики.
В 2002  году численность  кожууне составляла  около 3500 человек. Динамику роста или снижения численности коренного населения вывести сложно по той причине, что перепись тувинцев-тоджинцев до 1996 года производилась без выделения их из общей массы населения района. Но стоит сказать, что коэффициент естественного прироста на 100 населения снизился с 6,3 до 1,9.
Издревле тувинцы-тоджинцы состояли из нескольких больших родовых ветвей. Традиционными видами хозяйствования тувинцев-тоджинцев являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и сбор ягод, орехов, трав и т.п. Зимой тувинцы-тоджинцы живут в деревнях, селах или на зимних стоянках, а летом кочуют на обширные горные пастбища, уходят в тайгу на охоту или на берега рек и бескрайних озер за рыбой. Охотой занимаются также и в зимнее время. Жилищем пастуха оленей или охотника является чум, который изготовляется или из бересты деревьев, или из оленьих шкур, но также встречаются деревянные хижины и обычные юрты. В настоящее время чум как традиционное жилище тоджинцев стал использоваться все реже.
Традиционные верования тувинцев-тоджинцев представляют собой систему шаманских воззрений, точнее, их ветвь - сибирский шаманизм. Традиционные обряды тесно переплетены с окружающей природой, основаны на ней. У каждой, даже небольшой горы, у каждого дерева, у каждого озера или реки есть свои духи. Мир разделяется на три мира - Верхний, Средний и Нижний. Посредником между людьми и духами является шаман.
Шаманы разделяются на разные категории, в основном по своему происхождению. Так, выделяются шаманы, ведущие свое происхождение от: 1. Шаманов-предков. 2. Духов земли и воды. 3. Неба. 4. Злых духов “албыс” и 5. Злых духов “аза”. 
источник http://sshcherbakov.ru/

ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИ, ОБРЯДЫ ОРОКОВ.


Религиозные верования близки верованиям народов Амура. Стараниями православной миссии в конце XIX в. ороки были обращены в христианство, посещали церкви, крестили детей, хранили иконки, сохраняя при этом прежние анимистические представления, промысловый культ: почитали духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте. У них существовал культ морских животных, согласно обряду возвращения главному духу-хозяину, черепа добытых животных бросали в море. Хозяину моря духу Тэуму приносили жертвы весной и осенью – бросали пищу из особой ритуальной посуды. Перед началом охоты на пушного зверя приносили в жертву (удушением) собаку, мясо ее съедали, кости помещали в сруб около места, где собирались охотиться. Широко известен у ороков культ медведя. Добытому в тайге зверю устраивали торжественную встречу в поселке: уложив на земле тушу, расставляли перед мордой кушанья. Пойманного в лесу медвежонка растили в срубе до двух лет, затем устраивали медвежий праздник, который длился несколько дней. Он завешался убиением медвежонка стрелой из лука, торжественным ритуальным поеданием мяса и захоронением его костей. Во время охотничьего промысла соблюдались особые нормы поведения в отношении хозяев-духов, влияющих, как считалось на результаты охоты.
В шаманстве присутствовали многие элементы, широко известные у ульчей и нанайцев, а в костюме и аксессуарах шамана особенно много аналогий с ульчами.

ОРОКИ.


ОРОКИ. Численность – менее 200  человек. Язык – тунгусо-маньчжурская ветвь алтайской семьи языков. Расселение – Сахалинская область. Самоназвание – уйльта, ульча, ольча (возможно, от ула – олень).
К середине XIX в., а возможно, и много ранее, сформировались две территориальные группы: одна из них, северная, заселяла срединную часть северного Сахалина, а другая, южная, включала 12 селений ороков, находившихся в южной части острова среди айнов, от залива Терпения до залива Анива. На острове Хоккайдо также проживает очень небольшая группа южных ороков.
В формировании культур обеих групп многое зависело от их контактов с другими аборигенными народами – нивхами, айнами, амурскими народами и др. Начиная с середины XIX в., для добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура, поддерживавшие с ороками давние связи, вплоть до совместно организуемой охоты. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район, где проживали ульчи.
Хозяйство народа имело комплексный характер. Северные занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Оленеводство имело транспортное направление. Оленей доили. Каждая семья держала 20-30 оленей (вьючных, верховых или запрягаемых в нарты). Зимой отправлялись на оленях в тайгу, охотились с луками, копьями, позже с огнестрельным оружием на медведя, северного оленя, с петлями на соболя, с давящими ловушками (капира, нангу) на мелких зверей, с самострелом (дэнггурэ) на лисиц. С наступлением весны перебирались на оленях на восточное побережье Сахалина, жили здесь до осени. Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, др., а также рыбу, прежде всего лососевых. Морского зверя добывали гарпунами (пара) с костяной головкой и железным вкладышем, а также острогами (дарги) с очень длинными – до 15 м древками и "рулем" – насадкой (лаху) на переднем конце. С конца XIX в. в морском промысле стало широко применяться огнестрельное оружие. Для лова рыбы, особенно лососевых, пользовались разнообразными сетями (адули), неводами (кэрэку) строили запоры-заездки (пинди). Некоторые породы рыб ловили удочками (лочо, умбу), острогами (падари, дэгбо).

ОБУВЬ НЕГИДАЛЬЦЕВ.

Название для обуви давали в зависимости от покроя, материала,назначения, украшения, их было много.Тэргэмэ, лобдирма, хэмчира. Обувь с поршевидной головкой изготавливали из кожи рыб или сивуча, голенища кроили отдельно. Своеобразный орнамент делал обувь, по меньшей мере нарядной.

РУКОДЕЛИЕ НЕГИДАЛЬЦЕВ.

Коврик изготавливался из птичьих шкурок. Цвета подбирались в зависимости от сезонной линьки, специально в определенное время года.

НЕГИДАЛЬЦЫ.


НЕГИДАЛЬЦЫ. Негидальцы относятся к тунгусо-маньчжурской группе. Их численность в Российской Федерации, по данным последней переписи  622 человека, в Хабаровском крае насчитывается 502 человека. Говорят на негидальском языке, имеющем 2 диалекта. Традиционное верование - анимизм, шаманизм.
Этническая основа и исторические пути негидальцев тесно переплетались с историей живших по соседству нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков.  Негидальцы были исконными рыбаками и охотниками. У верховских негидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством (основное отличие от низовских). Однако их нельзя приравнять к кочевникам - оленеводам (эвенкам), так как они пользовались оленями только в транспортных целях и вели оседлый образ жизни.
Для рыболовства пользовались заездками, небольшими неводами, сетями, крючками, удочками, острогами. Каждая семья делала для себя большие запасы сушеного лосося - юколы. Использовали и кожу рыб разных пород для изготовления одежды, обуви, бытовых поделок. Женщины умели выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом, изготовлять утварь из бересты.
В конце XIX века в рацион негидальцев входит картофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.
Современные негидальцы проживают в основном в Ульчском районе и районе им. Полины Осипенко. Жизнь их не отличается от других народов. Все находятся в одном положении, но при этом внутреннее содержание в характере негидальцев несколько отличается. Они имеют приусадебное хозяйство, содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц, имеют приусадебные участки, сажают овощи. На зиму заготавливают впрок консервы.

НИВХИ. ЖЕНЩИНЫ.

Женщины нивхи, далекие 60 годы. Сахалинский край, суровая зима и тяжелый образ жизни, выпал на долю этих маленьких и хрупких женщин.

НИВХИ.


НИВХИ. Нивхи - небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.
По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. На Сахалине нивхи жили на всей территории острова, теперь, главным образом, занимают северную его часть. Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива.
Хозяйство нивхов было комплексным и носило в основном промысловый характер. Видами промысла, которые определяла окружающая среда, были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Наряду с этим нивхи также занимались собирательством и животноводством. Эти занятия и составляли материальную основу их жизни.

КЕТЫ. УЛЫБКА.

Их так мало, при этом они почти на всех фотографиях улыбаются, именно доброй улыбкой.

КЕТЫ.


Группа народов говорящих на изолированных языках
1.   КЕТЫ. Кеты - один из самых малочисленных народов Сибирского Севера. По данным переписи 2002 года их насчитывается 1084 человека. Расселены они в северной части Красноярского края. Большинство кетов сосредоточено на территории Туруханского района.
Название "кеты" происходит от слова кет - человек. Оно утвердилось в русском языке с 20-х годов текущего столетия. До этого кеты были известны под наименованием "остяки", "енисейские остяки", "енисейцы".
Предки современных кетов сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Позднее (в 1-м тысячелетии нашей эры) они вступили в контакт с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В результате миграций (возможно, нескольких волн) произошло оседание на Енисейском Севере немногочисленных групп.
Кетский язык занимает изолированное положение и не входит ни в одну родственную группу языков Северной Азии. Лингвистические исследования последнего времени все чаще обращают внимание на общие черты в основных принципах построения кетского языка с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев.