ЭНЦЫ.

Ясачные документы 1614 гота говорят о численности данного народа в количестве 1428 человек, а последняя перепись 2010 года показала цифру 221 человек. Хотя о какой то статистики говорить, по меньшей мере, не уместно но она есть.
Тундровые энцы их называли(хантайские самоеды) составляют 2/3 всего народа.
Лесные энцы (карасинские самоеды) обычно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки.
Язык
 До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого, в переписях 1959 и 1979 годов энцы не считались отдельной этнической группой, и их записывали ненцами или нганасанами. Энецким языком владеют всего около 150 человек, все его носители — люди старшего возраста. Сегодня для энцев практически основным языком общения является русский или ненецкий.
Верования.
Христианство почти обошло стороной данный народ в виду того, что добраться но людей было проблематично, а по этому христианами были лишь лесные энцы.
Но и они в большинстве своем, хранили и почитали своих богов.



Хозяйство.
Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, «культуры охотников на дикого оленя», к домашнему оленеводству (крупностадному) у тундровых энцев и сохранении в среде лесных энцев, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности.
Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. В нем отражена охота на дикого оленя: март называет  сойдадюнгуладир, т.е. «месяц хорошей охоты на дикого оленя» (у лесных энцев).
У тундровых энццев, ноябрь, период промысла оленя загоном и скрадыванием, называется кэдэроирио или кэдэркорадири, у лесных энцев — «гон дикого оленя», период охоты с оленем-маньщиком.
Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась «месяц птенцов» — кануирио, а у лесных — дедюдир,  «лебедя месяц».
С рыболовством связаны названия летних месяцев у лесные энцы июнь назывался «лов рыбы» — наардири.
Пушной промысел в хозяйстве энцев играл незначительную роль, охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев.
Усиление роли оленеводства в хозяйстве энцев в правобережной группе,  низовьях Енисея и увеличения поголовья домашних оленей нашло отражение в традиционном промысловом календаре. Апрель тундровые энцы называют надииро — «первые телята родятся», октябрь — могодиирио, «месяц, когда пороз-олень роняет рога» или кораирио — «месяц оленя-самца». Май в календаре лесных энцев называется  надидири — «рождение оленьих телят», сентябрь — отудайдир, «гон оленей», октябрь  — могудидири, «конец оленьего гона».
Социум.

К началу ХХ века у большинства населения низовьев Енисея большесемейные коллективы прекратили свое существование. Наглядным примером тому служат бытовые рассказы энцев, в которых описывается стойбище: «…Люди в кучах (т.е. стойбищах) почти каждый год менялись. Весна пришла и разошлись. Ну, некоторые круглый год вместе жили, но не одного тыде (т.е. рода) люди, а разные…»,  «…Рыбаки стояли чумов по три, пять, десять. Зимой в темную пору оленеводы стояли чумов по пять, но не больше…», «В одном чуме жили люди разных тыде….», «Также когда в кучи парились, то не разбирали, кто какого рода. Но люди одного рода все-таки считались ближе, как братья…».
Дополнительные характеристики энецкой культуры могут быть прослежены в ряде стереотипных установок, определяющих отношение человека к другим людям в различных культурных ситуациях, хотя собственно энецкая культура часто соответствует общесибирским, общесамодийским, либо региональным энецко-нганасанским культурным традициям.
Отношение между полами и отношение к детям в энецком обществе строится на основе поло-возрастного разделения труда, чем и определяется их социальная стратификация. Главенствующую роль в обществе играет мужчина, в функции которого входила деятельность во всех сферах традиционного производства и в первую очередь в обеспечении благополучия семьи. У энцев существовало многоженство и уплата калыма.
Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства, которое, тем не менее, также играло социально значимую роль, поскольку мужчина не мог выполнять женскую работу по изготовлению одежды, приготовлению пищи и т.п. Существовали паритетные социальные роли мужчин и женщин в принятии важных для семьи решений, например, возможность развода, инициатива в котором могла исходить и от женщины. Единственным обстоятельством, снижающим социальный статус женщины — это отсутствие у нее детей.
Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью, хотя имелись семьи, в которых было 6-7 детей. Предпочтительным считалось рождение мальчика, при рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения. В дальнейшем имя заменялось в отрочестве, часто на имя умершего сородича (деда, прадеда). Отношение к детям было весьма терпимым, любые инициативы ребенка к взрослой деятельности поощрялись, а с 7-8 лет им поручались несложные обязанности соответствующие их будущим социальным ролям.
Зрелым мальчик считался, когда начинал самостоятельно охотится, в возрасте, приблизительно, 15-16 лет, причем в отношении его менялся «социальный идентификатор», с «мальчика» на «парень», девочка же считалась взрослой с начала репродуктивного периода и с этого времени они могли вступать в брак.
Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально-значимых функций в сфере производства, но они полностью находились под покровительством семьи и сородичей и в целом у энцев можно отметить стойкую традицию взаимопомощи между соседями и родственниками.
У энцев довольно высокий уровень представлений о «должном», которые реализуются следованием обычаю — порицанию предается воровство, за которое может постичь сверхъестественная кара, неуважение к старшим, гостю и т.д.
Существенным является и отношение к природе, которая рассматривается как податель всего необходимого человеку, что реализуется в высшем пантеоне Матерей Природы в обрядах возвращения «жизненности» взятой в природе (например, предание земле глаз добытых диких оленей), рациональном регулировании количества добываемого зверя, птицы и рыбы и т.д. В целом, отмеченные выше стереотипы энецкой культуры способствовали сохранению этнической традиции и гармоничному функционированию энецкого народа, несмотря на его сложную историческую судьбу.
Культура и традиционные верования.
 


Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), а более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто изображались в антропоморфном или зооморфном виде.
С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли, как уже отмечалось представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие, место человека в этом мире и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т.д.. Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому. Шаман принимал участие в погребальных обрядах — умершего, облаченного в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возле захоронения забивали оленя, и оставляли имущество покойного в поломанном виде, что «дух умершего» не смог приехать обратно и не беспокоил живых. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.
Энецкий фольклор, в переводе на русский язык, впервые был опубликован в книге A.П. Степанова «Енисейская губерния» в 1835 году — энецкая сказка, затем отдельные энецкие сказки и легенды (правда в качестве «ненецких») были опубликованы в сборниках М. И. Ошарова «Северные сказки» в  1936 и 1958 годах и журнале «Сибирские огни» в 1934 году. В 1959 году в Ленинграде вышел сборник «Сказки народов Севера», в котором помещены четыре энецкие легенды.
Энцы 20 века.
 



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий