ИСТОРИЯ ЭВЕНКОВ.

Немного   истории…


 На основании переписи  1897 г.      эвенкийское  население Катангского района   делилось на Курейских и Кондогирских.  Курейские эвенки были  сосредоточены   в верховьях Нижней Тунгуски, а Кондогирские  проживали  на севере Катанги до устья Илимпеи.    Курейская  и Кондогирская управы существовали с 1822 г. В административном отношении они раньше принадлежали к Преображенской волости Киренского уезда Иркутской губернии.  В 1837 г. Кондогирской инородной  управой руководил  Фарков  Иван.
 Первое упоминание в истории  о тунгусах,  населявших долину реки Нижняя  Тунгуска  мы встречаем   в 12 веке. Русские сторожилы  пришли на Катангу (так раньше называли Нижнюю Тунгуску)  в 17 в.,  во время  освоения  Сибири отрядами казаков.
В 1926-27 г.г.  Приполярная перепись показала, что в Катангском районе проживало всего 4 425 человек, из них 1 115 эвенков. Было отмечено пять территориальных групп эвенков: наканновская, ербогаченская (это бывшие кондогирские), тетейская, преображенская и токминская (бывшие курейские).  Из истории нам известно,  что к Кондогирским тунгусам принадлежали  такие эвенкийские рода, как Путугир (Пангаракай), Увачан, Дондин,   Сычегир, Монго, Гале (Галины), Ошикагир (Ошикер), Каплины.  К Курейским  тунгусам относятся рода Лонтогир (Салаткины), Пикуновы, Немтушкины,Коршиль (Болдаковы),  Мучугир (Сердиткины),  Момоль (Коненкины),  Чимдягир (Вакорины и Барнауловы), Хэйкогир (Апкины),  Чемдаль (Горбуновы), Черончины, Тонмогир (Колобовшины).



 После 20-х годов прошлого столетия происходило  национально- территориальное деление. Так в 1927 г.   на Нижней Тунгуске были образованы  туземные (родовые) советы Кондогирский и Верхнекатангский, которые позже  образовали Катангский национальный район.
   Родовые туземные советы создавались в период деятельности  Киренского Комитета Севера, который был создан в 1927 г.
  Из  истории  известно, что первый  районный туземный  съезд (Суглан) прошел 23 июля 1928 года. В с. Ербогачен  в здании Дома Туземца. На съезде был организован  Районный Исполнительный Комитет ( Катангский РИК). Его членами стали  эвенки В. И. Каплин, В. П. Салаткин, В К. Путугир, Н. И. Каплин, П. П. Черончин, Н. В. Сычегир.
     Второй  районный туземный съезд (Суглан) прошел в 1929 г. в  декабре, на  суглане рассматривались вопросы о Катангском РИКе,  об интегралкооперации, о сроках охоты и др.
Важнейшим этапом в жизни северных народов стало  создание национальных  районов. 10 декабря 1930 года ВЦИК РСФСР принял Постановление  «Об организации национальных объединений».

 В 1930 году  Катангский национальный  район становится самостоятельным, непосредственно подчинялся  Восточно- Сибирскому краю. В состав района вошли  Верхнекатангский родовой  национальный совет, Кондогирский родовой  национальный совет, Ангачевский (позже  Наканновский) и Усть –Илимпейский.
В 1935 г. к Катангскому району были  присоединены Непский, Бурский, Преображенский и Токминский   родовые советы.

   Создавались простейшие промысловые  объединения –ППО.  Основным занятием эвенков в ППО были охота, оленеводство, рыболовство. Появлялись новые эвенкийские поселения- Девдевдяк, Инаригда, Бугаркан, Мархая, Усть –Чайка.  Многих  эвенкийских поселений   сейчас    уже не существует.  В настоящее же  время  эвенки проживают в основном  на севере района в   Инаригде,  в Наканно, в Хамакаре. Также   местами компактного проживания эвенков считаются   д.  Тетея,  Ербогачен, Токма.

В 40-х годах существовали такие   промысловые артели как «Красный охотник», «Путь Ленина», «Красный север», «Новая жизнь», «Победа» и др.  Катангское промысловое хозяйство  (Промхоз) было  создано в 1958 году.  В 1969 г.  создано два отделения  Катангское (позже Ербогаченское) и Преображенское. Многие эвенки были штатными охотниками промхоза.  

У эвенков, как у кочевого народа, не было идеи личного землепользования, а только  лишь  использования территории. По  эвенкийским представлениям,   человек не является собственником  территории, он лишь пользуется ею и наследует ее.  Земля не может быть чьей- то собственностью. Земля, по –эвенкийскому поверью, принадлежит Высшему Духу, хозяину тайги –Буга.  Раздел промысловых угодий всегда был функцией рода. Все решалось на сугланах. Действовали нормы обычного права. Всем известно, что  испокон  веков родовые территории эвенков из рода Сычегир (Чувакарские) находились  на Верхней Качеме, представители рода Галиных  (Гале)   кочевали  на Нижней Качеме, а эвенки из рода Монго – на реке Средняя Качема. Старожилы помнят, что до  40-х годов в  Чувакаре (так называлось эвенкийское поселение- стойбище,  что переводится как отдельно стоящая конусообразная скала ) жило много эвенков, принадлежавших к роду Сычегир. Стояло много чумов, позже  рубленые дома. Эвенки в Чувакаре жили очень богато, было много оленей. Олени помогали эвенкам выжить в экстремальных условиях  Севера. Существование оленя и тунгуса- это  особая  философия, более того – это религия. Поэтому слово «аргиш»  имеет в эвенкийском языке несколько значений. Это не только олений обоз, но и путь развития народа.